Обычно мы не думаем о том, как работает наше сознание, оно просто есть, и мы сознаем этот мир. А с помощью чего мы сознаем? У нас есть тонкое тело, в котором, как и в грубом теле, есть разные органы, выполняющие разные функции. В тонком теле четыре органа.
Первый орган на санскрите называется «читта». Это жесткий диск, на котором записана вся информация, весь опыт, полученный нами в течение этой жизни и всех прошлых. Это такой вселенский жесткий диск, у которого есть надстройки – другие органы нашего тонкого тела – ложное эго, ум и разум.
Ложное эго, или на санскрите «аханкара», отвечает за то, чтобы мне было понятно, кто я такой и что для меня ценно. Оно помогает самоотождествляться, потому что без понимания того, кто я, будет непонятно, что мне нравится, что мне делать, куда идти и т. д.
Ум, или на санскрите «манас», – это эмоциональная составляющая нашего сознания. Он как ребенок, который постоянно хочет сладенького и вкусненького. Уму нравятся эмоции, фейерверк счастья, и он постоянно хочет это получить.
Разум, или на санскрите «буддхи», – это интеллектуальная, рациональная составляющая нашего сознания, которая помогает уму получить то, что он хочет. Разум размышляет, как это надо сделать, рассматривает разные варианты, разбирает опасности, которые могут возникнуть.
Как работает наше сознание целиком? Допустим, мы видим яблоко. Оно появляется в поле нашего сознания, нашего восприятия, и первое, что происходит, – это сканирование: есть ли у меня опыт? Вся информация есть в читте, и там, как в компьютере, начинается поиск ответов на вопросы: что это такое, на что это похоже, что это может быть за объект? Все это происходит очень быстро. И всплывает ответ: это яблоко, а также информация о том, что меня с яблоками связывает, – кисло-сладкий вкус.
Эго, которое дает понимание того, кто я и что для меня ценно, смотрит на яблоко и связывает: «Это для меня полезно, это нужно для меня, это связано с человеком? Да, это связано с человеком. О, тогда надо обратить на это внимание».
Если это не связано со мной – например, протухшая селедка, – то тогда ответ эго будет: «Нет, это никак не связано со мной». И я не обращаю на это внимания. Если что-то не связано со мной как с личностью, то я не обращаю на эти вещи внимания, они перестают для меня существовать и я просто не вижу их.
Эго говорит: «Яблоко полезно для людей, у меня был хороший опыт, надо с ним что-то сделать». И как только эго говорит, что это связано со мной, тут же включается ум, этот ребенок: «О, это связано со мной, а это вкусно? Да, вроде вкусно. Хочу! Я хочу это яблоко».
Дальше включается разум, который говорит: «Так, ты хочешь это яблоко? Хорошо, в принципе, это полезная вещь, там есть витамины. Как же это яблоко получить? А чье это яблоко, интересно? Кто хозяин? Это можно взять или можно купить?»
Вот таким образом наше тонкое тело реагирует на какие-то объекты, события, которые происходят вокруг нас. Это происходит несознательно. Сначала мы пытаемся понять, что это за объект. Если у нас в списке нет этого объекта, то возникают вопросы: «А что это такое? Есть ли опасность от этого?» Мы начинаем исследовать это. Если же эта вещь понятная нам, то эго связывает ее с собой, ум выбирает, хочу или не хочу, а разум помогает осуществить желание.